История

 

Преображенский храм села Слепушкино

 

Деревня Слепушкино находится недалеко от границы Наро-Фоминского и Рузского районов, 13 км западнее Наро-Фоминска. Ранее она была селом со Спасо-Преображенской церковью. Сейчас церковь, сильно пострадавшая в ХХ в., восстанавливается, но в ней проводятся регулярные богослужения. Престола в церкви два: главный – в честь Преображения Господня, придельный – в честь Рождества Иоанна Предтечи.

Название села, возможно, произошло от фамилии прежнего владельца, как это было принято на Руси. Но что известно о Слепушкиных?

До XVI в. фамилия Слепушкиных в письменных источниках не упоминается. Самые ранние дошедшие до нас сведения относятся ко времени правления Ивана Грозного. Савва (Слепушкин), 23-й епископ Смоленский (с 20 февраля 1536 г. по 1538 г.), происхождением из дворян, до епископства был иеромонахом Иосифо-Волоколамского монастыря, в нем и похоронен.[1] Среди «тысячников» Ивана IV, составивших основу регулярного русского войска, по статье 3-й среди боярских детей из Торжка числится Озарко (Назарко) Федоров, сын Слепушкин. Ему полагалось поместье под Москвой в 100 четей (четь – примерно 1/2 га), где именно – неизвестно. [2] При взятии Иваном Грозным Казани в 1552 г. погиб Еремий Михайлов, сын Слепушкин, «торушанин» (то есть из Тарусы). [3] В собрании государственных грамот и договоров за 1565 г. значится Ждан Андреев, сын Слепушкин, московский дворянин. [4] Возможно, кто-то из предков этих Слепушкиных владел селом, получившим это название. В середине XVI в. село Слепушкино было великокняжеским.

Государь Иван III в 1504 г. завещал своему младшему сыну Андрею Ивановичу города Верею и Вышегород «со волостми, и с путми, и з села <…> и в Тверской земле Старицу…».[5] По главной вотчине князь Андрей стал именоваться Старицким, будучи при этом и верейским удельным князем. Фактически во владение уделом он вступил в 1519 г. После смерти государя Василия III (1533) по указу его вдовы, великой княгини Елены Глинской, князь Андрей Старицкий как потенциальный претендент на престол был в 1537 г. арестован, вскоре умер в заточении, его удел был передан в дворцовые земли, но в 1540 г. возвращен его сыну – последнему верейскому удельному князю Владимиру Андреевичу Старицкому, двоюродному брату и соратнику Ивана IV. После доносов на князя Владимира Иван Грозный в ноябре 1563 г. принудил его обменять с ним земли: себе взял Вышегородский стан и три села в Можайском уезде, дав взамен город Романов на Волге с частью уезда. В том же году царь произвел обмен землями с кремлевским Чудовым монастырем: «у монастыря были взяты село Воскресенское с деревнями и сельцо Ахматово, а взамен были даны села Горки и Слепушкино и сельцо Детёнково».[6] Похоже, селения Можайского уезда, которые царь выменял у князя Владимира Старицкого. Так княжеское село Слепушкино в 1563 г. стало вотчиной московского кремлевского Чудова монастыря.

 Вотчина Чудова монастыря

В Смуту деревянная церковь во имя Преображения Господня в селе Слепушкино уцелела, но в 1629 г., все еще стояла «без пения», «образы в ней полиняли», свечей не было. На церковной земле было 8 мест церковных причетников, земли пашенной, поросшей перелогом и лесом, 20 четвертей в поле, да еще два таких же поля, земли сенокосной на 25 копен, леса пашенного две десятины.

В 1652 г. архимандрит Чудова монастыря Ферапонт, келарь старец Феодосий и братия били челом в патриарший Казенный приказ о построении в селе Слепушкино новой деревянной церкви с одним престолом – в честь Преображения Господня. В 1654 г. новопостроенная Преображенская церковь «обложена вновь церковною данью и записана в окладные книги под Боровскою десятиною». В 1678 г. в вотчине Чудова монастыря, в селе Слепушкино, был двор попов, монастырский, 10 дворов крестьянских, 25 дворов бобыльских. В 1680 г. Преображенская церковь была приписана к Верейской десятине. В 1705 г. при церкви были поп Петр Тимофеев, дьячок Никон Тимофеев; в 1715 г. попом был Никон Тимофеев, а его родной брат Григорий – дьяконом.[7]

В начале XVIII в. в селе Слепушкино была построена новая деревянная церковь Преображения Господня с приделом в честь Рождества Иоанна Предтечи, а здание «ветхой» деревянной церкви в 1719 г. было перенесено в село Котово Боровского уезда, где незадолго до этого сгорела Введенская деревянная церковь.[8] И эта «ветхая» церковь, освященная как Введенская, благополучно простояла в селе Котово еще 200 лет.

 На переднем плане деревянная Введенская церковь в селе Котово, бывшая Преображенская церковь села Слепушкино, Фото 1912 г. 

 https://i.mycdn.me/i?r=AyENid1PUfRjbfTS8I1wumQ-alpChR5YNbuiU2tueaQwLA

 Владение Экономического ведомства

В секуляризационную реформу 1764 г. село Слепушкино Вышегородского стана с деревнями Горки и Детёнкова у Чудова монастыря были отобраны и перешли к Экономическому ведомству. По данным межевания 1768 г. во владение казенного села Слепушкино входили: пашня 1759 дес.1056 кв.саж., роща 76 дес.360 кв.саж., лес 1143 дес.50 кв.саж., сенной покос 51 дес.61 кв.саж., селение 113 дес.6 кв.саж., церковь и кладбище 1200 саж., большая дорога 40 дес., дороги 13 дес.600 кв.саж., речки 6 дес.1836 кв.саж., болота 146 дес.627 кв.саж. Всего 3349 дес. 1999 кв.саж., 699 душ.[9]

В 1798 г. Преображенская церковь с Иоанно-Предтеченским приделом  была деревянной, в твердости, внутри исправна, церковной утварью «не всею довольна». В приходе было 213 дворов, в них 1560 душ; в церкви было два причта: 2 священника, 1 диакон, 2 дьячка, 2 пономаря. Земли церковной было 36 дес., план и межевые книги имелись, содержание священно- церковнослужители имели от земли и от прихожан.[10]

Священник Симеон Дионисьев

В начале XIX в. деревянная Преображенская церковь сгорела, приход и один причт был «убавлены». В 1804-1808 гг. тщанием священника Симеона Дионисьева, назначенного к этой церкви в 1800 г., на средства прихожан, «по плану и храмозданной грамоте» архиепископа Дмитровского Августина (Виноградского) был построен каменный храм с колокольней. Архитектор неизвестен. Престолов было по-прежнему два: главный в честь Преображения Господня и придельный в честь Рождества Иоанна Предтечи.

 План Преображенской церкви 1808 г.[11]      

Священник Симеон Дионисьев Соколов, 1775 г.р., обучался в московской Славяно-греко-латинской академии до грамматики, в 1792 г. был определен пономарем к церкви города Можайска, в 1793 г. переведен во дьячка к Петропавловской церкви села Шапкино Верейского уезда, в 1798 г. определен к той же церкви во диакона; 5 апреля 1800 г. произведен епископом Дмитровским Серафимом (Глаголевским) во священника к Преображенской церкви села Слепушкино, ставленую грамоту имел. Награжден наперсным крестом на Владимирской ленте с надписью «1812».[12]

После неприятеля, побывавшего в селе Слепушкино в 1812 г., церковь была «в твердости», утварью церковной посредственна, придел Рождества Иоанна Предтечи был освящен 27 ноября 1812 г, а главная Преображенская церковь «вновь выстраивалась». Неизвестно, то ли она не была изначально достроена, то ли сильно пострадала от французов. Церкви по штату полагался один причт: священник, диакон, дьячок и пономарь.[13]

В сентябре 1816 г. священник Симеон Дионисьев, писал архиепископу Дмитровскому Августину, управляющему Московской митрополией, о готовности Преображенского храма к освящению, просил о выдаче нового антиминса и об освящении Преображенского храма. Благочинный, священник верейского Богоявленского храма Алексий Алексиев, 16 сентября 1816 г. в рапорте архиепископу Августину подтвердил: «села Слепушкина церковь Преображения Господня каменного здания вновь отстроена по плану и храмозданной грамоты, данной Вашим Высокопреосвященством 1805 года; опись мною о церкви и ризнице учинена; престол и жертвенник утверждены надлежащим порядком; при ней придел Рождества Иоанна Предтечи уже освящен по резолюции Вашего Высокопреосвященства. При оной церкви приходских 188 дворов…». К рапорту благочинного приложена подробная опись церковного имущества. Согласно указу его императорского величества, данному из Московской духовной консистории, ризничий Чудова монастыря иеромонах Иоасаф выдал новый освященный антиминс, и 1 октября 1816 г. присутствующий Верейского духовного правления соборный священник Иоанн Скобеев освятил Преображенский храм.[14]

В 1821 г. церковной земли была «указная пропорция»: усадебной земли 3 дес., пашенной и сенокосной – 33 дес. Утварью церковь была «посредственна», содержание священно- церковнослужителей  от земли и от прихожан – «средственно». В приходе было 186 дворов, в них 1353 чел.  Ближайшими церквями были: Казанская в селе Смолинском – в 4-х верстах, и Введенская в селе Маурино-Пашкино – в 8 верстах. [15]

В 1840 г. каменное здание церкви было крепким, главный храм холодным, придел теплым. В храме служили:

— священник Сергий Федорович Соловьев, 33 г., выпускник Московской духовной семинарии, на настоящее место определен 11 сентября 1829 г., ставленую грамоту имел;

— диакон Владимир Акинфович Соколов, 37 л., исключен из среднего отделения МДС, на настоящее место определен 14 сентября 1828 г., ставленую грамоту имел;

— дьячок Василий Александрович Озеров, 38 л.,  определен на настоящее место 11 мая 1825 г, посвящен в стихарь, грамоту имел;

— пономарь Михаил Петрович Озеров, 34 л., (зять дьячку) на настоящее место определен 23 ноября 1827 г. в стихарь посвящен, грамоту имел.

Казенного жалования члены причта не получали, их собственные деревянные дома стояли на церковной земле, содержание от земли и от прихожан было недостаточно. Приписных, домовых церквей и зданий, принадлежавших церкви, не было. Ближайшими церквями на сей раз показаны: Казанская в селе Смолинском – в 4-х верстах, и Преображенская в селе Корюкове – в 8 верстах. Указываемая прежде ближайшей, тоже в 8 верстах, Введенская церковь в селе Пашкино-Маурино, стала в 1822 г. приписной к Успенской церкви села Литвинова и как самостоятельная уже не фигурировала.. Приход составляли: государственных имуществ село Слепушкино, деревни Горки и Литеево, в них 450, 636 и 92 чел. соответственно; сельцо Беликово помещицы Е.А. Стефановой – 147 чел., сельцо Бавыкино помещицы Н.В. Рунке, – 36 чел., деревня Субботино штабс-капитана Ф.П. Глебова-Стрешнева – 18 чел., и его же деревня Шубина – 120 чел. Всего 175 дворов, в них 1499 душ.[16]

В 1861 г. в церкви служили священник Михаил Счастнев, диакон Димитрий Соколов, дьячок Василий Никольский, пономарь Алексей Шумов.  В тех же селениях было уже 237 приходских дворов, 1560 душ. [17]

В 1906 г. епархиальным архитектором Н.Н. Благовещенским был разработан и представлен в консисторию проект устройства духового отопления храма села Слепушкино.[18] Храм был капитально отремонтирован: впервые расписаны стены, устроено духовое отопление, сделан новый иконостас, поставлены новые глава и крест. В 1908 г. было торжественно отмечено столетие каменного храма. [19]

 

Проект устройства камеры для духовой печи в храме села Слепушкино. 1906 г.[20]

Страховая оценка

В августе 1910 г. с целью страхования от огня была произведена страховая оценка строений, принадлежащих Преображенской церкви села Слепушкино, и составлено их описание.

  1. Преображенская церковь – каменная, не оштукатуренная, побеленная известью, внутри оштукатурена, расписана по стенам живописью (на масляной краске), крыта железом, окрашенным зелёной масляной краской. Длина храма, считая и колокольню, 45 арш., наибольшая ширина 17 арш., высота до верха карниза 8 арш.; на церкви имеется одна глава; больших окон 11 шт., средних 4 шт., малых (на главе) нет; дверей наружных двустворчатых 2 шт., внутренних створчатых 3 шт.; все двери деревянные. Иконостас в главном храме длиной 14 арш., высотой 10 арш., оценен в 3000 руб. Иконостас в приделе длиной 6 арш., высотой 4 ½ арш., боковая стенка 4½ арш., оценен в 500 руб. Церковь отапливается одной духовой печью. Колокольня в 3 яруса, общей высотой до верха карниза 31 арш., ближайшая к церкви чужая постройка – крестьянский жилой дом, находится с северной стороны на расстоянии 17 саж. Церковь построена в 1808 г., сохранилась хорошо. Оценка вместе с иконостасами и колокольней 12 000 руб.
  2. Сарай бревенчатый, крытый дранью, длиной 9 арш., шириной 6 арш., высотой 3 ½ арш., одни тесовые ворота. Сохранился хорошо, построен в 1905 г. Оценка 200 руб.

Оценку составляли: благочинный 3-го округа Верейского уезда священник Сергий Подобедов, священник села Крюкова Борис Назаров; от села Слепушкина: диакон Василий Назаров, псаломщик Алексей Соболев, за церковного старосту крестьянин села Слепушкина Данила Матвеев Кулагин, представители прихода: крестьянин села Слепушкина Дмитрий Стекольщиков, крестьянин деревни Беликовой Филипп Никифорович Жуков. Подписи священника села Слепушкино нет, видимо, в это время его не было.

В 1912 г. прежний сарай был вычеркнут из страховой карточки и вписан новый: сарай для дров и склада церковных вещей, длиной 17 арш., шириной 7 арш., вышиной 4 ½ арш. Покрыт железом, с дубовыми столбами, без пола; с одними воротами, построен из досок в 1912 г. Оценка 350 руб.

Оценку произвели: благочинный Сергий Подобедов, священник села Слепушкино Николай Истрин, священник села Архангельского Петр Цветков, священник села Крюкова Борис Назаров, и пять представителей прихожан церкви села Слепушкино.[21]

С 1888 г. в Преображенской двухпрестольной церкви по штату было положено иметь священника, диакона и псаломщика, жалования на всех полагалось 550 руб. В 1916 г. кружечных доходов получено 600 руб., процентов с причтового капитала (пожертвований на вечное поминовение усопших родственников в сумме 2315 руб. 50 коп.) — 77 руб. 85 коп., дохода с церковной земли (39 дес.160 кв. саж., качество земли среднее) – 60 руб. Землю члены причта обрабатывали сами, в аренду не сдавали. Церковных денег – неподвижной суммы в кредитных учреждениях было 902 руб. 22 коп.  Собственный дом был только у священника. Диакон и псаломщик за собственные средства снимали жилье. Утварью церковь была достаточна, книги церковного круга все имелись, кроме того, в церковной библиотеке было книг для чтения – 31 том. В селе Слепушкине была школа верейского уездного земства, а в деревне Горки – школа московского губернского земства. Церковно-приходской школы не было. Законоучителем в земских школах был приходской священник. Приход Преображенской церкви составляли: село Слепушкино – 81 двор, 675 чел.; деревня Шубина – 22 двора, 175 чел.; сельцо Бавыкино – 3 двора, 37 чел.; сельцо Беликово – 31 двор, 235 чел.; деревня Литеева – 17 дворов, 115 чел.; деревня Горки – 98 дворов, 731 чел. Всего 252 двора, 1968 чел. Кроме того, в пределах прихода было инославных – 3 двора, 10 чел.[22]

В Преображенском храме служили в 1916 г.:

— священник Николай Михайлович Истрин, 36 лет, сын священника, окончил полный курс Вифанской духовной семинарии с аттестатом 2-го разряда, в 1903-1905 гг. состоял учителем Михаило-Слободской церковно-приходской школы Бронницкого уезда, в 1905-1907 гг. – учителем Михаило-Слободской земской школы, 6 октября 1907 г. митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским) определен во священника к Богородице-Рождественской церкви села Анискина Богородского уезда, рукоположен во священника 28 октября 1907 г. епископом Дмитровским Трифоном (Туркестановым), викарием Московской епархии. 16 апреля 1910 г. митрополитом Владимиром перемещен на настоящее место.   С 28 августа 1910 г. – законоучитель в уездной земской школе в селе Слепушкино и в губернской земской школе в деревне Горки. С 13 ноября 1911 г.  – председатель местного церковно-приходского Иоанно-Предтеченского Братства трезвости; 27 сентября 1913 г. награжден набедренником; поведения «весьма хорошего». В семействе у него жена и три дочери;

  • диакон Василий Александрович Заозерский, 43 лет, сын священника города Москвы, обучался в первом классе Московской духовной семинарии; 30 июня 1895 г. определен митрополитом Московским и Коломенским Сергием (Ляпидевским) к Покровской церкви села Алексина Рузского уезда во псаломщика, 2 июня 1896 г. епископом Дмитровским Нестором (Метаниевым) посвящен в стихарь, ставленую грамоту имел; им же перемещен 30 августа 1899 г. к Спасской церкви села Свинорье Звенигородского уезда; 29 сентября 1913 г. митрополитом Московским и Коломенским Макарием (Невским) определен на штатную вакансию диакона на настоящее место, рукоположен во диакона 13 октября 1913 г. преосвященнейшим Евфимием (Елиевым, Елиашвили), бывшим епископом Балахнинским, ставленую грамоту имел; «поведения очень хорошего». В семействе у него были жена и четверо детей;

— псаломщик Александр Иоаннович Соловьев, 23 лет, сын священника, окончил первый класс Московской духовной семинарии 20 июня 1909 г.; епископом Можайским Василием (Преображенским) 2 марта 1911 г. определен исполняющим должность псаломщика к Покровской церкви села Таширово Верейского уезда, им же перемещен 20 ноября 1912 г. к Алексеевской, села Горбунова, церкви Дмитровского уезда; митрополитом Московским и Коломенским Макарием 3 сентября 1913 г. перемещен обратно к Покровской церкви села Таширова, 6 сентября 1916 г. епископом Можайским Димитрием (Добросердовым) перемещен на настоящее место. В стихарь посвящен, указ имел. Холост.

Два псаломщика Преображенского храма были в 1914 и 1915 гг. призваны на действительную военную службу:

— псаломщик Иоанн Александрович Потапов, 23 лет, сын крестьянина, окончил курс в Александро-Марфинском приюте, в псаломщики на настоящее место утвержден 18 августа 1912 г., в армию призван 10 октября 1914 г., в семье у него жена и дочь 1913 г.р.;

— псаломщик Иоанн Николаевич Питокин, 20 лет, сын псаломщика, окончил курс в Дмитровском духовном училище, 17 ноября 1914 г. определен исправляющим должность псаломщика на настоящее место, а 11 августа 1915 г. призван в армию, холост.

Просфорницей при церкви с 1913 г. была Варвара Федоровна Успенская, 39 лет, вдова учителя Блозневской земской школы Верейского уезда Николая Ивановича Успенского, проживала в селе Слепушкино с детьми.[23]

С октября 1920 г. священником в селе Слепушкино был Михаил Константинович Дмитров, 56 лет, обучался в 1-м классе Московской духовной семинарии в 1885 году, по увольнении оттуда с 1885 по 1887 гг. служил в конторе московского епархиального свечного завода. 24 января 1887 г. епископом Можайском Александром (Светлаковым), определен во псаломщика к Преображенской церкви села Спас-Косиц Верейского уезда, 15 марта 1887 г. посвящен в стихарь. Согласно резолюции митрополита Московского и Коломенского Владимира (Богоявленского) определен, а епископом Дмитровским Нестором (Метаниевым) посвящен во диакона к той же церкви 14 мая 1900 г., грамоты имел. Состоял законоучителем в Коровинской школе с 1900 г. по 1913 г. и три года в Верховской школе. 6 сентября 1916 г. переведен к Петропавловской церкви села Петровского, Рузского уезда. Определен к Преображенской церкви села Слепушкина, епископом Тульским и Одоевским Иувеналием (Масловским) посвящен во священника 22 октября 1920 г.

Через восемь месяцев после назначения отца Михаила Дмитрова к Преображенской церкви села Слепушкино, 25 июня 1921 г., собрание прихожан постановило ходатайствовать перед епископом Верейским Иларионом о представлении к награде приходского священника «за его усердную службу в храме Преображения Господня и прекрасное поведение и за его безукоризненную 35-летнюю службу в духовном ведомстве». Причем просили прихожане о награждении «единовременно набедренником и скуфьей». Чем именно заслужил недавно поставленный иерей эти награды за такой короткий срок – не уточняется. Но поскольку результата от своего первого ходатайства прихожане не получили, то 10 октября 1921 г. они просили благочинного Нарского благочиннического округа, протоиерея Никольского собора города Наро-Фоминска Сергия Подобедова «как ближайшее духовное начальство озаботиться о своем подчиненном и представить отца Михаила Дмитрова к наградам». Прошение подписали церковный староста Преображенского храма села Слепушкино Платон Григорьев Стекольщиков и десять прихожан.

Протоиерей Сергий Подобедов 28 декабря 1921 г. представил прошение прихожан и послужной список священника Дмитрова епископу Верейскому Илариону, при этом и сам ходатайствовал «о награждении священника Михаила Дмитрова скуфьею, с правом возлагать набедренник – к празднику Рождества Христова, имея в виду его почти 35-летнее служение Церкви Божией». Владыка направил прошение в Епархиальный совет, который 10 марта 1922 г. решил: «Достаточно набедренника».[24]

Следует напомнить, что епископ Иларион 22 марта 1922 г. был арестован и в июне выслан на год в Архангельск. В апреле-мае 1922 г. в Верейском уезде в связи с голодом в Поволжье происходило изъятие церковных ценностей. Как изымались ценности из Преображенского храма села Слепушкино – сведений нет, что дает возможность предположить, что обошлось без эксцессов. Отец Михаил Дмитров – последний известный нам священник Преображенской церкви села Слепушкино.

 Закрытие храма

 Во второй половине 1930-х гг. храм в селе Слепушкино был закрыт для богослужений, церковная утварь реквизирована, здание храма отдано под различные хозяйственные нужды.

В 1941 г. село Слепушкино было занято немцами, здание храма тогда использовалось под склад, но никак не пострадало. После войны оно использовалось под склад зерна, магазин, продолжительное время вовсе не использовалось и оставалось в запустении. Началось разрушение храма, чему способствовали и местные жители, разбиравшие его на свои бытовые нужды.

 Паспорт памятника 1982

 В 1960 г. Преображенский храм в селе Слепушкино был признан памятником архитектуры местного значения.[25] Однако этот факт ничего в судьбе храма не изменил – он продолжал разрушаться.

В 1982 г. храм был обследован специалистами В/О «Союзреставрация» министерства культуры СССР и составлен паспорт памятника. «Небольшой кирпичный храм расположен к северу от сельской застройки и отделен от нее стеной старых тополей. С юга протекает ручей – некогда церковь отражалась в водах пруда, устроенного на нем. Шоссе, с которого памятник виден издалека, проходит с запада от него. Храм господствует над ровной открытой местностью. Церковь обладает трехчастной продольно-осевой пространственной структурой: алтарь и трапезная немного уже четверика, колокольня – значительно уже остальных частей здания. Среди объемов доминирует четверик, хотя колокольня одинакова с ним по высоте.  Традиционная архаическая композиция объемов памятника восходит к концу XVII в.: к одноглавому двусветному четверику с востока примыкает развитая полукруглая апсида, имевшая высоко поднятую кровлю, а с запада – небольшая квадратная в плане бесстолпная трапезная со следами двускатной кровли. Завершает композицию примыкающая к трапезной трехъярусная колокольня, состоящая из незначительно убывающих четвериков. Четверик храма и колокольня имеют посводные покрытия и завершены: храм – круглой шейкой, а колокольня – граненой, с миниатюрными главками. Небольшая шаровидная каркасная главка храма с полуглавием поставлена в начале ХХ в.

Храм Преображения Господня в селе Слепушкино. 1982 г.[26]

 Характер декоративного убранства и композиция фасадов, форма и размеры проемов памятника говорят о его принадлежности к архитектуре раннего классицизма. Декор церкви строг и скуп. Выступающие детали выполнены из белого камня.

Четверик разделен карнизом на два яруса. Фасады нижнего яруса обработаны широкими лопатками, разделяющими стену на три прясла, в которых расположены проемы: на севере входной в центре и два боковых окна, на юге три окна (западные окна – ложные). Над проемами помещены квадратные ниши. Второй ярус четверика – гладкий. Небольшие верхние окна утоплены в ниши. Окна трапезной и алтаря с нишами над ними аналогичны нижним проемам четверика.

Убранство колокольни более богато: нижний ее ярус, с боковыми арочными нишами и западной входной аркой, рустован. Фасады второго яруса украшены композицией из трех прямоугольных ниш, широких в центре, в которых помещены большие круглые окна, и фланкирующих узких. Арочные проемы третьего яруса также украшены длинными вертикальными нишами.

Церковь представляет собой своеобразный пример архаизирующего направления в культовом зодчестве начала XIX в.

Интерьер храма еще более архаичен, здесь ничто не свидетельствует о его принадлежности к классической архитектуре.

Кирпичная стена с тремя арочными проемами отделяет главный храм от алтаря, перед которым устроена белокаменная солея с двумя ступенями, пол в алтаре – белокаменный. Трапезная отделена от четверика стеной с одним нешироким проемом.[29]

Различные по характеру помещения церкви слабо связаны между собой и воспринимаются как изолированные. Трапезная часть перекрыта  коробовым сводом, пространство замкнуто и статично. Тем более значимым становится интерьер высокого, хорошо освещённого храма. Здесь интересен необычный в Подмосковье приём кладки свода по металлическому каркасу, который образован вертикальными связями, уложенными по основным и диагональным осям перекрытия. Окна церкви забраны металлическими решётками с фигурным раппортом.[30]

Иконостас храма был низким, его продолжала живописная композиция на восточной стене.

В паспорте были зафиксированы утраты, происшедшие после закрытия храма к 1982 г. Утрачены: глава колокольни, кровли трапезной и алтаря, северное и западное крыльца, столярка, убранство интерьера, наполовину осыпалась масляная живопись начала ХХ в., утрачены полы. Повреждены: кровли четверика и колокольни, карнизы, цоколь, лицевая кладка, проемы алтаря, глава. Проломлен низкий, с распалубками, коробовый свод трапезной.[31]

 Возвращение храма Церкви

В 1991 г. здание храма было возвращено Русской Православной Церкви в аварийном состоянии. В этом же году был зарегистрирован приход Преображенской церкви.

В 1999 г. назначен первый настоятель. На праздник Богоявления Господня, 19 января, был отслужен первый молебен, 18 июля совершена первая Божественная Литургия. К престольному празднику Преображения Господня был приготовлен четверик храма и сооружен временный главный алтарь. С этого времени богослужения в храме по воскресным и праздничным дням стали совершаться регулярно.

В 2001 г.  были закончены работы над кровлей четверика, установлены главка и крест.

14 августа 2003 г. состоялось освящение и поднятие на колокольню семи колоколов. Сейчас на колокольне десять колоколов, самый большой из них весит 156, 25 пуда. В 2011 г. было добавлено 2 колокола: 326 и 700 кг. Самый большой, в 2014 г.

К 2013 году была восстановлена трапезная часть храма с коробовым сводом перекрытия и установлен деревянный иконостас в приделе Рождества Иоанна Крестителя.

 

Трапезная Преображенского храма с приделом Рождества Иоанна Предтечи. 2022 г.  Арина 26.09.2022. ОТ5А3790.jpg

 В 2014 г. начато восстановление главного белокаменного иконостаса.

 

 

 Главный иконостас Преображенского храма. Арина. 26.09.2022. ОТ5А3785.jpg

В 2016 г. восстановлено белокаменное крыльцо и навес колокольни с западной стороны.

 

 

 Преображенский храм. Вид с северо-запада. 26.09.2022. Арина ОТ5А3772.

В настоящее время работы по восстановлению храма и благоустройству территории продолжаются.

Богослужения в храме проходят регулярно, согласно расписанию по будням, в воскресные и праздничные дни. Настоятель храма протоиерей Николай Студеникин.

[1] Половцев А.А. Русский биографический словарь, том XVIII. — СПБ. 1904. C. 21. — runivers.ru; Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви. – СПб., 1877., с. 590. – elib.shpl.ru

[2] Тысячная книга. 1550 и Дворцовая тетрадь 50-з годов XVI в. М.-Л. АПН СССР. 1950. Л. 147об.

[3] Гавриил, архимандрит. Историческое описание памятника, сооруженного в воспоминание убиенных при взятии Казани воинов на Зилантовой горе. Казань. Университетская типография. 1833. с. 38. – runivers.ru

[4] Тупиков Н.М. Словарь древнерусских личных собственных имен. СПБ. 1903. С. 145.

[5] Духовные и договорные грамоты. С. 360

[6] Кобрин В.Б. Две жалованные грамоты Чудову монастырю (XVI в.). // Записки ОР ГБИЛ. Вып. 25.1962.

[7] Холмогоровы. Вып. 11. С. 69-70.

[8] ЦГАМ, ф. 454, оп. 4, ед. хр. 35, л. 5. Метрика Введенского храма села Котово  Боровского уезда, Калужской губ., 1919 г.

[9] Кусов.  т. 1 с. 114.

[10] ЦГАМ, ф. 203, оп. 744, ед. хр. 1526. Клировая ведомость за 1798 г., лл. 15-16.

[11] Паспорт памятника.М.: В/О «Союзреставрация».сост. арх. М.Г.Карпова. 1982. л. 18.

[12] ЦГАМ, ф. 203, оп. 744, ед. хр. 1660, л. 80 об. Клировая ведомость за 1821 г.

[13] ЦГАМ, ф. 203, оп. 744, ед. хр. 1575, лл. 37 об.-38. Клировая ведомость за 1813 г.

[14] ЦГАМ, ф. 203, оп. 752, ед. хр. 4175, лл. 1-7 об.

[15] ЦГАМ, ф. 203, оп. 744, ед. хр. 1660, лл. 79-82 об. Клировая ведомость за 1821 г.

[16] ЦГАМ, ф. 597, оп. 1, ед. хр. 539а, лл.20-23 об.

[17] ЦГАМ, ф. 597, оп. 1, ед. хр. 540, л. 34 об. – Клировая ведомость за 1861 г.

[18] ЦГАМ, ф. 54, оп. 160, ед. хр. 12, лл. 50-51.

[19] Паспорт памятника. В/О «Союзреставрация».Сост. арх. Карпова М.Г.М.: 1982 г. с. 2.

[20] ЦГАМ, ф. 54, оп. 160, ед. хр. 12, , л. 51.

[21] РГИА, ф. 799, оп. 33, ед. хр. 879, лл.61-63.

[22] ЦГАМ, ф.     лл. 160 -170. Клировая ведомость за 1916 г.

[23] ЦГАМ, ф. 1371, оп. 1, ед. хр. 71,  лл. 160-170. Клировая ведомость за 1916 г.

[24] ЦГАМ, ф. 2303, оп. 1, ед. хр. 222, лл. 34-37.

[25] Постановление Совета министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327.

[26] Паспорт памятник, л. 8.

[27] Паспорт памятника, с. 17.

[28] Там же, с. 16.

[29] Там же, с. 3, 5-6.

[30] ПАМО, вып. 4. М., 2009. с.100-101.

[31] Паспорт памятника. с. 2